Головна   |   Як нас знайти   |   Зворотній зв'язок   |   Контакти  


  Новини


Субота, 03 Січень 2015

Николай Николаевич Фащевский - ученый оптик ОАО.


Печальное известие пришло из Одесской обсерватории о смерти Николая Николаевича Фащевского, который в течение многих лет возглавлял всевозможные исследования по оптике и создавал своими руками оптические системы в Одесской обсерватории, делая расчеты и предварительные эксперименты.

Н.Н.Фащевский как представлялось окружающим, буквально с детских лет вручную занимался шлифовкой зеркал для оптических инструментов, а потом занимался изготовлением сложных и необходимых для астрономических исследований телескопов.

Вспоминается 1961 год, 15 февраля происходило вблизи от Одессы полное солнечное затмение.

Насколько я помню, примерно в это время Николай Николаевич поступил на работу в Астрономическую обсерваторию, которой управлял профессор, член-корр АН УССР Владимир Платонович Цесевич, который очень зорко следил и использовал любую возможность, чтобы развивать и совершенствовать инструментарий и личный состав обсерватории. Мне лично по поручению В.П.Цесевича достался пост ответственного секретаря Всесоюзного астрономо-геодезического общества. При этом я смог общаться с появившимися в обществе очень интересными людьми. В частности в этот год в обсерватории появился худощавый, всегда возбужденный и сосредоточенный пожилой человек. Это был профессор, заведующий кафедрой гидроэлектростанций в Строительном институте Павел Павлович Аргунов. Он многих , в том числе меня и, как мне кажется, Н.Н.Фащевского заражал своей целеустремленностью, желанием находить новые решения в самых разнообразных научных исследованиях. Поехав в Измаил на затмение, П.П.Аргунов с помощью усовершенствованного им покупного телескопа произвел впервые цветные фотоснимки полного солнечного затмения. В Астрономическом Циркуляре АН СССР была напечатана статья по этому поводу и рассылались отпечатанные (впервые!) цветные снимки полной фазы затмения. Но Аргунова этот успех в астрономии не удовлетворил. И он принялся за расчет своей более совершенной, чем было до него, оптической системы. Мало того, после получения авторского свидетельства на оптическую систему П.П.Аргунова, лично Павел Павлович купил токарный станок, переделал его, усовершенствовал для производства разных сложных операций, в частности научился фрезеровать на станке. Ему помогли достать на заводе п/я 27 необходимые болванки и он своими руками сделал телескоп своей же системы. Оптика была изготовлена в Ленинграде на Оптическом заводе за собственные средства. Вскоре появилась в издании ВАГО статья П.П.Аргунова «Катадиоптрический телескоп с зеркально-линзовой коррекцией», копию которой он подарил и мне. Помнится, приезжавший в Одессу известный профессор Шаронов восторгался увиденной с помощью этого телескопа на балконе квартиры Аргунова Луной.

Конечно, работа Аргунова крайне заинтересовала директора обсерватории В.П.Цесевича, у которого появилась несбыточная в условиях Советского Союза мечта создать фирму, как он шутил, «Цейссевича» по изготовлению мощных астрономических телескопов по системе П.П.Аргунова.

По этому поводу делались доклады в Киеве и в Одессе, были выделены деньги, построена в дальнейшем в парке Шевченко оптическая мастерская. Оптическая часть всех разработок была поручена Н.Н.Фащевскому, который с жаром принялся за дело. Механическую часть изготовления инструментов для некоторых стран «народной демократии», среднеазиатских республик и , возможно, для разных учреждений была поручена также очень энергичному и дееспособному человеку - сотруднику обсерватории Леониду Паулину. Надо сказать, что, хотя фирма «Цейссевича» не завоевала мировые рынки, но способствовала развитию астрономии как в Советском Союзе, так и в других странах, в частности, в Чехословакии. Н.Н.Фащевский серьезно занимался, также как и П.П.Аргунов, разработкой своих собственных оптических схем. Он решал всевозможные практические задачи при изготовлении оптики, давал консультации по оптике, читал спецкурсы студентам, совершенствовал оптическую систему П.П.Аргунова и пр. Он заслуженно приобрел репутацию ведущего специалиста по оптике среди астрономов и специалистов в Советском Союзе.

Помнится, Н.Н.Фащевский как-то приходил по требованию директора обсерватории Медведева в Институт связи, где я работал, с особым поручением. Дело в том, что я в связи с каким-то юбилеем профессора В.П.Цесевича в «Бюллетене ВАГО» написал о нем заметку, которая явилась первой о нем публикацией после смерти профессора. Почему-то моя заметка вызвала в обсерватории очередной, по примеру прежних лет, скандал. Почему-то общественность решила, что в этой статье я недостаточно корректно высказался о профессоре. Кроме того, в статье обнаружили стертые в типографии две строки текста, где, как считалось, я и написал что-то неподобающее о профессоре. Николай Николаевич спросил меня, что было написано и стерто. Я ответил, что речь шла в этих строках о рассказе В.П.Цесевича о его поездке в Америку где-то в 1965 году. Ему там предлагали трех сотрудников и остаться работать. Он ответил: «А я в Одессе имею не 3-их, а 33 сотрудника» - и отказался остаться.

Помнится, Н.Н. Фащевский отдыхал летом в Черноморке, используя во время купания в море голубую глину. Мы там встречались на конференциях. Он всегда был обходительным, добросовестным, настойчивым в своих исследованиях работником. Царство ему Небесное!

1 сентября 2014 г
В.А.Смирнов



Автор: kosty
Прочитали: 1475 раз




Назад